Хозяюшкам на заметку

Мотивация и стимулирование в изучении иностранных языков

Первым делом следует разобраться с понятиями «мотивация» и «стимулирование». Потому что тут есть хитрый нюанс.

Обычно все соглашаются, что стимулирование – это внешнее воздействие, оказываемое с целью побуждения к совершению необходимого действия. В пример приводят обычно палку (stimulus), которой древние римляне погоняли ослов. Тут все просто – это система морковок, или кнута и пряника. «Получишь в четверти по английскому четверку – купим велосипед, не получишь – не купим». Явно установленные правила игры. Выбор есть. Но, конечно, условный.

Сложнее дело с мотивацией. Она вроде бы является внутренней потребностью к выполнению действия. Вот на предприятиях сидят службы персонала и думают, как бы сформировать у человека «потребность совершать те или иные действия в интересах компании вне прямой или косвенной связи с каким-либо вознаграждением с её стороны». То есть, сделать так, чтобы человек сам захотел делать то, что от него требуется. Круто? А то!

Ну и что происходит на практике. На практике на работе нам начинают рассказывать о высших целях, стратегии компании, общем деле и т.д. То есть что? Манипулируют. Беда современного подхода в том, что он манипулятивен, а значит, по своей природе конфликтогенен. Действует он в двух случаях: 1) когда истинные мотивы человека совпадают с пропагандируемыми ценностями и 2) когда человек настолько подвержен социальным установкам и стереотипам, что не имеет представления о собственных личных приоритетах, амбициях и целях.

А с детьми, думаете, иначе? Ну, убедили его мама с папой, что надо о будущем думать, с детства понимать, что надо будет деньги зарабатывать-семью кормить и профессию выбрать перспективную и т.д. Ребенок верит. (Родители плохого не посоветуют…) Верит вопреки своим интересам, своим уже подавленным истинным целям. Получаем ложную установку. На которую потом наслаивается манипуляция. «Учи английский, а то вырастешь и на работу нормальную не возьмут!» Ложная установка + манипуляция. Что в итоге? А такая вот тихая скрытая неприязнь к предмету. У некоторых явный протест. У некоторых включается контр-игра «Не могу я его выучить, ваш английский, способностей у меня нет», в этом вам поможет школа Speak Up.

Ложная мотивация не работает. Точнее не так. Работать-то она работает, только цели не достигает. Вывод: бесполезно делать вид, что вы кого-то там мотивируете. В лучшем случае вы манипулируете, а в худшем – садитесь на пороховую бочку, которая рано или поздно рванет.

Стимулирование честнее. Честнее по отношению к ребенку. Вы как взрослый имеете право задать условия игры, оставив ребенку выбор, принять их или не принять. Но все же и это на крайний случай.

А где же выход? Выход – помочь ребенку раскрыть свои истинные потребности и построить реалистичные цели, этого они еще не умеют. А что же, если окажется, что не вписывается английский в эти цели-то? Вот хочет девочка крестиком вышивать и шить на заказ, и хоть ты тресни!

А вот ничего. Поставьте цели, чего мы хотим? Если просто шить для друзей-знакомых и зарабатывать себе на жизнь, то и не трогайте ребенка с этим английским – выше его личных амбиций вы все равно ребенка не поднимите, только стресса добавите. А если у девочки есть Мечта, скажем, модельером стать или бутик открыть – ну помогите ей этапы на пути к цели распланировать! Сами посудите, что важнее для модельера: хорошо шить и в моде разбираться или по-английски говорить? А, может, кстати, по-итальянски? Или по-французски? Пусть тогда ребенок освоит в полной мере то дело, которому хочет себя посвятить, а язык станет практическим, но необходимым дополнением, который приложится в свое время. Никуда не денется! Ведь у ребенка уже есть своя цель.

Вот такова истинная мотивация. От нее только может быть толк.

Да, это сложнее, чем привычные нам пути стимулирования-манипулирования, потому что от взрослого такой подход требует в том числе работы и над собой. Отказа от желания контролировать жизнь ребенка, отказа от убеждения «я же лучше знаю, что ему надо!» и тому подобного. Но только в этом подходе взрослый может способствовать достижению ребенком истинных целей и подлинного счастья!