Уровень IQ

Методы решения любых проблем

В философии вот уже несколько сотен лет яростно сражаются между собой два научных метода — холизм и редукционизм.

Холисты считают, что все в мире взаимосвязано и никогда нельзя рассматривать какой-либо предмет вне его связи с окружающей средой, в идеальном случае -со всей вселенной. И если у тебя на пятке мозоль, то, обдумывая это факт, нужно ясно понимать себе структуру кожных покровов и нижних конечностей млекопитающих, кризис в обувной промышленности, полезность страдания в деле воспитания души и законы гравитации. С точки зрения редукциониста, все в этом мире взаимосвязано, да и черт бы с ним — давайте решать конкретный вопрос в конкретный момент времени, отсекая вообще все лишнее. У тебя мозоль? Заклей ее пластырем. «Все сложное нужно сделать максимально простым — так легче решить любую задачу» — вот основной принцип редукционизма.

Между тем в жизни мы почти поголовно холисты. Мы все время пытаемся увидеть картину целиком, из всяких мелких фактов выстраивать системы и делать глобальные мировоззренческие выводы, глядя на выброшенный конфетный фантик. В общем, любим усложнять. В этом есть свой плюс: именно такое мышление делает нас разумными существами.

Хотя иногда лучше быть проще. Метод редукционизма применим не только в науке, с его помощью можно делать очень много замечательных вещей.

Методы преподавания языков множество, но большинство из них базируются на так называемом grammar-translational method, который предполагает, что человека сначала нужно обучить грамматике языка, всем этим падежам, артиклям и склонениям, попутно выучивая сотни и тысячи слов и всю грамматику, с ними связанную: кошка — существительное женского рода в единственном числе; ест — глагол настоящего времени в третьем лице; мышь — существительное третьего склонения… Между тем на планете нет ни одного младенца, которого бы учили таким методом. Ребенка учат говорить простейшие фразы для знакомых ему ситуаций: машинка би-би, пальчик бо-бо, дедушка хррр-хррр. И результаты получаются совсем неплохие. Принцип редукционизма заложен в audio-lingual method (аудиолингвистическом методе) — куда более редкой, но пользующейся все большей популярностью схеме изучения языков. Не надо пытаться сразу понять строй языка, его сложную структуру и сотни правил, по которым он существует. Не учи язык — учи отдельные фразы. Просто заучивай, повторяя вслед за преподавателем или аудиозаписью выражения, которые могут тебе пригодиться. «Как сегодня с погодой?», «Где в вашем отеле прячут бесплатный вай-фай?», «Извините, но в подворотне меня ограбил енот». Выучив, допустим, всего двести таких фраз, ты уже будешь более или менее знать язык. А достичь этого можно за пару недель усердных занятий. Люди, которые пользуются этим методом, начинают непринужденно болтать на чужом наречии и читать несложные тексты на нем куда быстрее, чем мученики академической школы, которые не могут узнать у иностранца дорогу в ближайший туалет, но зато уже постигли все премудрости употребления имперфекта в сослагательном наклонении.

Гарри Салливан, автор «Интерперсональной теории психиатрии», в свое время назвал несколько основных причин семейных конфликтов, из которых на первое место поставил «стремление считать любой поступок партнера частью системы». Проще рассмотреть этот принцип на примере. Допустим, Миша и Катя мирно беседуют за вечерним чаем. Катя говорит:

И так далее и тому подобное. Это классический пример: такая мелочь, как крышка сахарницы, может заставить одного из партнеров чувствовать себя жертвой хронического безразличия, а другого — жертвой постоянного занудного контроля. «Обсуждайте конкретную проблему здесь и сейчас, а не поведение партнера в целом и всегда», — советовал Салливан. Это метод редукционизма в чистом виде — свести проблему к данной конкретной крышке и к этому одному-единственному случаю занудства.

Не надо требовать от своей девушки каких-либо всеобъемлющих гарантий и обязательств -всегда проси ее о какой-то одной конкретной вещи. Чем сильнее ты сможешь обкорнать свою просьбу, тем больше шансов, что ее выполнят.

«Никогда не мешай мне смотреть спорт» сработает хуже, чем «Я хочу посмотреть этот матч, дорогая».

«Тебе не идут заплетенные волосы» — хуже, чем «Давай ты сегодня будешь с распущенными волосами».

«Прекрати контролировать мою жизнь» — хуже, чем «Мне не понравилось, что ты прочла эсэмэски на моем телефоне».

Отказ от перевода частных ситуаций в глобальную проблему весьма способствует гармоничным отношениям.

Каждый из нас имеет длинный список дел, которые непременно нужно бы сделать, но прямо не знаешь, за какое из них браться.

Этот список может месяцами и годами висеть в дальних уголках нашей памяти, но так как безумной срочности тут не требуется, то и ничего, пусть еще повисит. В результате ты становишься обладателем перманентного ощущения вины перед собой и вселенной. Но, вооружившись методом редукционизма, можно почувствовать себя значительно лучше, успешнее и эффективнее. Сядь и напиши весь этот список. Вообще весь. Вот у тебя два часа, пачка сигарет и кружка кофе — пиши. Написал? Полюбуйся, какой он длинный и безнадежный. А теперь выбери одно самое простое или самое приятное из дел и сделай его. Например, научись свистеть в два пальца. Получилось? Замечательно, зачеркни этот пункт жирной чертой, убери список в не разобранный стол и живи дальше до следующего приступа трудового азарта или экзистенциального уныния. Человеку нравится достигать поставленных целей — это один из первичных инстинктов, поэтому выполнение пунктов из списка будет приносить тебе чувство удовлетворения. Главное — не пытайся сразу сделать его целиком! Помни о редукционизме!

Известны слова Эйнштейна о том, что «плох тот учитель, который не сумеет объяснить теорию относительности семилетнему ребенку». Проблема многих учителей и отцов в том, что мы, пытаясь рассказать детям что-то полезное, постоянно уходим в сторону холизма — попытки объяснить сразу все. Вот пример из текста Эрика Берна:

Хороший учитель или популяризатор научных текстов -всегда редукционист. Детям и дилетантам тяжело усваивать целые системы взглядов, широкие полотна с обилием деталей только путают их. Если ты хочешь что-то рассказать или объяснить ребенку, старайся придерживаться одной темы, не злоупотребляй обширными пояснениями и пытайся объяснить сложные вещи простыми примерами — так ребенок гораздо лучше усвоит и запомнит сказанное.

В мировой литературе и кинематографе женской аудитории квартира холостяка представляется обычно вовсе не тайным логовом мистического хищника. Увы, слово «свинарник» при ее описании встречается куда чаще. Да, среднестатистический мужчина, еще не разжившийся помощницей по хозяйству, не проводит жизнь в обнимку с пылесосом и тряпочкой для полировки палисандра. У нас в жизни есть занятия и поинтереснее. Тем не менее даже мы иногда понимаем, что жить в окружении сорока коробок из-под пиццы весело, но есть риск именно в их обществе и встретить старость. Тогда мы берем в руки вилы и принимаемся разгребать завалы. Через каких-то 12-16 часов резких телодвижений выясняем, что занавески были на самом деле синими и полотняными, а не серыми и плюшевыми, и обнаруживаем, что под слоем культурных отложений на полу был погребен ковер. К сожалению, через неделю все вернется на круги своя — таков закон мироздания. Между тем ты вполне можешь приучить себя поддерживать порядок в квартире и не испытывать от этого дискомфорта. Самое главное тут — воспользоваться основным правилом редукционизма: не пытайся объять необъятное, решай отдельные задачи, причем постепенно. Не надо говорить «С сегодняшнего дня я превращаюсь в аккуратиста». Ставь перед собой робкие, легковыполнимые цели. Например: «Следующие две недели я буду класть грязные носки в мешок рядом со стиральной машинкой, а почистив зубы, буду вытирать белые брызги на зеркале в ванной. И это будет самое чистое, самое сияющее зеркало в ванной на Земле!»

Человек — существо привычки. Через две недели и то и другое ты уже будешь выполнять на автомате. Тогда можно будет добавлять к списку микроподвигов следующие пункты. Например: «Раз в день я буду вытирать крошки со стола на кухне и всегда относить грязные кружки от компьютера в раковину», «А эти две недели я буду каждое утро выкидывать мусор и вся одежда у меня будет висеть на вешалках». Примерно через год ты станешь чистюлей, и твоя квартира в любое время дня и ночи будет выглядеть идеально.

Точно так, как с уборкой, можно разобраться и со спортом. И даже еще лучше, потому что заниматься спортом все-таки как-то интереснее, чем драить гальюн. Жаль, что эта интересность тускнеет в тот момент, когда ты, вернувшись с работы, глядишь на рюкзак со спортпринадлежностями, уже три месяца лежащий в прихожей как памятник твоим благим намерениям. Тем не менее, если взять на вооружение метод редукционизма, можно потихоньку втянуться в здоровый образ жизни без особого насилия над собой. Во-первых, не покупай годовой абонемент в фитнес-клуб, если ты не ходил туда регулярно весь прошлый год. Посмотрим правде в глаза: фитнес-клубы были бы самыми перенаселенными местами на суше, если бы все, кто покупает годовые абонементы, использовали бы эти абонементы хотя бы пару раз в неделю. Да, годовой абонемент предполагает большую скидку, но с огромной долей вероятности все остальное ты заплатишь за то, что не будешь ходить заниматься. Лучше всего найти клуб с возможностью одноразовых посещений. И идти туда надо не с мыслью «Теперь я каждый день буду с наслаждением выматывать себя предельными нагрузками», а с целью позаниматься именно сегодня. Максимум сорок минут. Ну хорошо, час. Пусть тебе будет жалко уходить, пока ты еще полон сил и активности, зато психологически будет проще собраться туда в следующий раз. Через недельку-другую. Вот что пишет на эту тему Джордж Круз, американская звезда фит-неса, автор таких замечательных программ, как «Трехчасовая диета» и «Идеальная тренировка за 8 минут» (как ты понимаешь, страстный поклонник редукционизма во всем):

«Половина моих учеников имела за плечами долгий опыт тренировок. В течение десятков лет они каждый год принимали решение заняться своим телом — брали абонементы в спортзал и первую неделю не вылезали из него. С них сходило семь потов, они целеустремленно шли к намеченной цели, но на восьмой день обычно понимали, что в жизни есть вещи и поинтереснее, чем беговые дорожки… Я начинал с того, что говорил им: «Занимайся дома 6 раз в неделю по 8 минут в день — простые скручивания, приседания и наклоны, -и ты будешь в хорошей форме. А в спортзал ходи просто для удовольствия. Ну, если решишь поучаствовать в «Мистер Олимпия», тогда будем уже составлять более напряженный график».

«Двадцать минут хождения пешком в день и отказ от пользования лифтами и эскалаторами, если есть возможность подниматься по ступенькам, — вот вполне достаточный уровень физических нагрузок для горожанина», — подтверждает французский врач Пьер Дюкан, автор знаменитой «диеты Дюкана». Так что не надо нырять в новую спортивную жизнь со всего размаху, если ты не уверен в железобетонное своей воли. Ставь перед собой поначалу небольшие цели.