Будь в курсе

Демократия и либерализм: система и идеология

Для современного европейского мира, того, который, как принято считать, зиждется на иудео-христианской парадигме, естественными считаются либерализм и демократия. Понятия эти настолько смешались в общественном сознании, что мало кто помимо специалистов сегодня понимает, что демократия суть система управления, тогда как либерализм – идеология, и далеко не всегда одно соответствует другому.

Демократия – это политическая система, при которой народ считается единственным легитимным источником власти. Классической считается прямая демократия, существовавшая в Афинах за несколько сотен лет до Рождества Христова, основным идеологом которой считается Перикл. Принятие государственных решений осуществлялось путем прямого голосования всех граждан Афин (прямая демократия), и участие в голосовании было не столько привилегией, сколько обязанностью свободных граждан. Кстати, таким же образом управлялась и Новгородская республика спустя полторы тысячи лет. Система управления Древнего Рима, однако, отличалась от Афинской. Во-первых, самоуправление уже осуществлялось не общим сходом или собранием, а выборными представителями – консулами и сенаторами, что именуется представительной демократией. Во-вторых, само участие в выборе представителей осуществляли не все жители Рима – к голосованию допускались только просвещенные, грамотные и социально активные граждане. Считалось, что таковыми являются патриции – представители аристократии. Плебеи – простолюдины и приезжие – к голосованию не допускались, поскольку, руководствуясь сиюминутными и низменными интересами, они могли выбрать неграмотных и неумелых популистов-говорунов. Простым примером логики Римской демократии может стать такой: если бизнесом человека, к примеру, является продажа часов, то он может проголосовать за того, кто пообещает ему наилучшие условия для его бизнеса, не думая о его реальных мотивах и качествах. При этом гражданин просвещенный будет готов голосовать в ущерб личному сиюминутному интересу ради общего блага, понимая, что наилучшее для республики, в конечном счете, положительно скажется и на его непосредственном бизнесе и удобстве жизни. Надо сказать, что Римская демократия действовала значительно эффективнее Афинской, еще и потому, что прямым голосованием можно управлять только небольшими общинами. В случае с крупными городами и уж тем более государствами плебисцит возможен только в принятии решения по одному конкретному вопросу.

Идеология либерализма предполагает наивысшим благом свободу отдельного индивида. Предполагается, что при полном благоденствии каждой отдельной личности будет созидаться и общественное благоденствие. Противоположные либерализму общественные теории предполагают, что интересы общества или государства должны стоять выше личных, и от процветания общества будет процветать и каждый член этого общества. На таких теориях основаны доктрины классического фашизма, частично – германского национал-социализма и коммунизма. Практический опыт развития государств показывает, что либеральная модель более жизнеспособна с экономической точки зрения – если у каждого человека есть неограниченная возможность созидать собственное благо, он делает лучше не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей. При этом левый либерализм, принимающий крайние формы либертарианства, может играть крайне разрушительную роль, предлагая отказаться от каких-либо устоев общественной морали в угоду сиюминутной прихоти отдельного человека. Морально-этические нормы, однако, играют в обществе ту же роль, какую мужской ремень в брюках, и отказ от них приводит к хаосу и саморазрушению, на чем настаивают правые либералы – сторонники полной экономической и политической свободы при сохранении традиционных ценностей.